Что такое УТС и как ее можно получить?

  • Все автолюбители, так или иначе, слышали об утрате товарной стоимости или как часто сокращают – «УТС», транспортного средства, что вроде бы можно эту УТС получить со страховой компании, если автомобиль был поврежден в результате ДТП.
Что такое УТС и как ее можно получить?

Все автолюбители, так или иначе, слышали об утрате товарной стоимости или как часто сокращают – «УТС», транспортного средства, что вроде бы можно эту УТС получить со страховой компании, если автомобиль был поврежден в результате ДТП. Однако, что такое УТС, сколько денег за нее платят, когда пострадавший в ДТП может рассчитывать на выплату УТС, а когда нет, что нужно сделать, чтобы ее получить – все это для многих остается не очень понятным. Внести ясность и ответить на эти вопросы мы решили в данной  статье.

Итак, начнем с определения, что же такое УТС (утрата товарной стоимости). Утрата товарной стоимости – это уменьшение стоимости транспортного средства, вызванное преждевременным ухудшением  его товарного (внешнего) вида и его эксплуатационных качеств в результате снижения прочности и долговечности отдельных деталей, узлов и агрегатов, соединений и защитных покрытий вследствие ДТП и последующего ремонта. Другими словами, это уменьшение фактической стоимости автомобиля в связи с тем, что он был поврежден в ДТП. Ведь когда продается подержанный автомобиль, и он побывал  в ДТП, то его цена всегда будет ниже, чем у аналогичного по возрасту и пробегу, но не попадавшего в ДТП.

УТС является объективной величиной, которую можно рассчитать по формуле, в связи с ухудшением свойств конструктивных материалов, снижению антикоррозийных свойств поврежденного и затем отремонтированного автомобиля. Утрата товарной стоимости обусловлена тем, что проведение отдельных видов работ по устранению определенных видов повреждений (дефектов) транспортного средства сопровождается  необратимыми изменениями его геометрических параметров, физико-химических свойств конструктивных материалов и характеристик рабочих процессов, однозначно приводящих к ухудшению функциональных и эксплуатационных характеристик, из-за чего восстановить доаварийное техническое состояние транспортного средства (и соответственно его стоимость) объективно невозможно. И вследствие таких работ владельцу транспортного средства наносятся убытки в виде реального материального ущерба. Из вышесказанного следует, что утрата товарной стоимости рассчитывается по определенным ремонтным воздействиям, производимым в отношении поврежденного авто, таких как ремонт деталей, окраска и т.п.

 

Ниже мы приводим перечень ремонтных работ, при которых обязательно рассчитывается утрата товарной стоимости:

  • устранение перекоса кузова автомобиля или рамы;
  • замена несъемных элементов кузова автомобиля (полная или частичная);
    ремонт отдельных (съемных или несъемных) элементов кузова автомобиля (в том числе пластиковых капота, крыльев, дверей, крышки багажника);
  • полная или частичная окраска наружных (лицевых) поверхностей кузова автомобиля, бамперов (УТС не рассчитывается: при полной или частичной окраске молдингов, облицовок, накладок, ручек, корпусов зеркал и других мелких наружных элементов; при замене элементов, поставляемых в запчасти окрашенными (кроме случаев их перекраски);
  • полная разборка салона автомобиля, вызывающая нарушение качества заводской сборки.
    При этом неважно, все эти действия проводились с автомобилем, или только одно.

Есть два условия, которые должны соблюдаться для выплаты УТС:

  1. на момент повреждения величина эксплуатационного износа автомобиля не более 35% (на практике это около 200 000 км. пробега для легковых автомобилей) – это условие одинаковое для всех типов автомобилей (легковые, грузовые и пр.)
  2. прошло не более определенного количества лет с начала эксплуатации автомобиля до даты ДТП. Это условие разное для разных типов автомобилей.
  • не более 5 лет с даты выпуска легкового автомобиля;
  • не более 1 года для грузовых транспортных средств и автобусов отечественного производства;
  • не более 2 лет для грузовых транспортных средств иностранных производителей, находящихся в  коммерческом  использовании и предназначенных для перевозки грузов (седельные тягачи, бортовые, фургоны, самосвалы, специализированная техника), за исключением выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов;
  • не более гарантийного срока для грузовых транспортных средств иностранных производителей, находящихся  в  коммерческом использовании и выполняющих вспомогательные функции при обеспечении технологических процессов (генераторы, передвижные мастерские и т.п. техника, установленная на шасси грузовых автомобилей и др.);
  • не более 3 лет для автобусов иностранных производителей предназначенных для  перевозки  пассажиров и используемых в качестве маршрутного общественного транспорта;
  • не более 5 лет для автобусов иностранных производителей предназначенных для перевозки пассажиров и используемых в туристических (представительских) целях, в том числе транспортных средств, находящихся в личном пользовании.

Таким образом, если износ транспортного средства превышает 35 % или прошло более чем указанное количество лет для разных автомобилей – увы, на получение суммы утраты товарной стоимости можно не рассчитывать. При этом возраст транспортного средства рассчитывается за период с даты его выпуска (если покупка в автосалоне, то с даты покупки автомобиля в автосалоне) до даты ДТП, в расчет берется количество полных лет.

Обычно за утратой товарной стоимости обращаются владельцы легковых автомобилей. Для них есть общее правило: машина не старше 5 лет (на дату ДТП) и износ не больше 35 % (примерно 200 000 км. пробега). УТС рассчитывается по специальной формуле, где стоимость машины умножают на коэффициент сложности ремонта и делят на 100 %. Соответственно, чем больше стоимость машины и чем сложнее ремонт (то есть чем больше коэффициент по сложности ремонта), тем больше будет величина УТС.

 

В качестве примера расчета УТС приведем реальное дело из нашей практики. Автомобиль Renault Duster, 4х4, 2,0, 135 л.с., МКПП, 2013 года выпуска. В результате ДТП 30.01.2015 г. повреждена задняя часть автомобиля. Назначены следующие ремонтные воздействия:

  • ремонт панели задка,
  • ремонт заднего левого крыла,
  • ремонт пола багажника,
  • ремонт арки колеса заднего левого,
  • ремонт глушителя заднего,
  • окраска заднего бампера,
  • окраска двери задка,
  • окраска панели задка,
  • окраска крыла заднего левого,
  • окраска пола багажника.

Стоимость ремонта без УТС определена в размере 86 700 руб. Величина утраты товарной стоимости рассчитана в размере 22 883 руб. (то есть, на секундочку, практически треть стоимости ремонта). Приплюсовав сумму УТС к стоимости ремонта, получим уже размер взыскиваемого ущерба 109 583 руб. Согласитесь, это достаточно значительная сумма, чтобы просто так взять и отказаться от нее. Стоит отметить, что страховые компании никогда добровольно не выплачивают утрату товарной стоимости. В лучше случае – после получения досудебной претензии с приложением независимой экспертизы по расчету УТС.

 

Итак, Вы можете получить УТС в следующих случаях:

  1. Вы являетесь пострадавшим в результате ДТП и намерены обратиться за выплатой по полису ОСАГО. В этом случае УТС выплачивается по полису ОСАГО.
  2. Вы являетесь пострадавшим в результате ДТП и намерены обратиться за выплатой по полису КАСКО. В этом случае УТС также выплачивается, но только по полису ОСАГО виновника ДТП.
  3. Вы являетесь пострадавшим в результате ДТП и ответственность виновника ДТП нигде не застрахована. Тогда сумма УТС, как и величина стоимости ремонта, возмещается самим виновником ДТП.

Также можно получить УТС, если Ваш автомобиль уже отремонтирован (как при получении возмещении по ОСАГО, так и по КАСКО), но с момента ДТП еще не прошло 3 года. Для этого будет необходим перечень ремонтных воздействий, которые производились (например, заказ-наряд и т.п.). Но, конечно же гораздо проще рассчитывать УТС, если машина еще не отремонтирована и можно зафиксировать повреждения.

 

Для обращения за выплатой по УТС потребуются следующие документы:

  1. Паспорт собственника ТС
  2. Справка о ДТП (оригинал или копия, если оригинал уже сдан в страховую компанию)
  3. Копия полиса ОСАГО собственника ТС
  4. Свидетельство о регистрации ТС или ПТС
  5. Независимая экспертиза, в которой определен размер УТС
  6. Реквизиты собственника ТС для перечисления страхового возмещения

Если у Вас не сохранилась копия справки о ДТП, то юристы могут запросить ее в ГИБДД или страховой компании повторно. Расчет УТС производится независимыми экспертами. Стоимость экспертизы по расчету УТС редко превышает 3 000 руб. и возмещается страховой компанией в полном объеме.

 

Обращаться за выплатой следует по тому же принципу, что и за выплатой  по ОСАГО, а именно:

  • в свою страховую компанию, если в ДТП участвовало не более двух автомобилей, в результате ДТП вред причинен только автомобилям (не причинен вред здоровью участников ДТП) и у обоих участников ДТП был действующий полис ОСАГО,
  • в страховую компанию виновника ДТП, если хоть одно из вышеперечисленных условий не выполнено.

 

Раньше было спорным вопросом, может ли УТС вообще выплачиваться, спорили о том, что УТС не относится к реальному ущербу от ДТП и потому ее не должны платить страховые компании. Теперь же, после внесения изменений в Закон «Об ОСАГО», совершенно четко разъяснено, что УТС – это реально причиненный собственнику пострадавшего в результате ДТП автомобиля ущерб, и страховые компании должны его выплачивать!

Поэтому не отказывайтесь от денег, которые полагаются Вам по Закону. Если Вы сомневаетесь, можно ли получить деньги именно по Вашему случаю, то обратитесь к специалистам компании «Прецедент», и мы проконсультируем Вас по этому вопросу совершенно бесплатно. От Вас потребуется только предоставить необходимые документы, остальное – наша работа. А получение суммы утраты товарной стоимости станет для Вас приятным пополнением бюджета.