Новый закон об ОСАГО – старые проблемы автолюбителей

  • В июле 2014 г. были приняты долгожданные изменения в Закон «Об ОСАГО». Cтраховые компании ждали их, поскольку надеялись, что изменениями будут ограничены права автовладельцев, их избавят от штрафов, и появятся «железобетонные» основания не выплачивать страховое возмещение, если им этого сильно не хочется.
Новый закон об ОСАГО – старые проблемы автолюбителей

В июле 2014 г. были приняты долгожданные изменения в Закон «Об ОСАГО».  Страховые компании ждали их, поскольку надеялись, что изменениями будут ограничены права автовладельцев, их избавят от штрафов, и появятся «железобетонные» основания не выплачивать страховое возмещение, если им этого сильно не хочется.

Автовладельцы тоже ждали изменений, ведь очевидно, что страховые компании нередко без всяких законных оснований затягивали выплаты страхового возмещения, или вовсе отказывали людям, а в суде легко уходили от штрафных санкций, если на стороне автовладельцев не сражались опытные автоюристы.

Суды ждали, что будет определен наконец-то баланс между правами и обязанностями страховых компаний и автовладельцев, то есть если человек выполнил все требования страховой компании, представил машину на осмотр и все необходимые документы, то страховая компания будет обязана заплатить сумму, которой гарантированно хватит на ремонт, и вследствие этого, количество дел в судах по искам автовладельцев к страховым компаниям по невыплаченному или недоплаченному страховому возмещению сократится.

На практике все оказалось далеко не так, как ожидали.

Да, законом предусмотрена обязанность автовладельцев в установленные сроки представить все документы для выплаты и машину на осмотр. Но ведь страховые компании не обязаны (по закону) создавать автолюбителям максимально комфортные условия для этого. Разумеется, они этим активно пользуются.

В Росгосстрахе традиционные очереди, сидеть в которых надо весь день, чтобы сначала показать машину эксперту, а потом сдать документы, да и то не факт, что удастся успеть за один день. При этом, если документы, даже и заверенные нотариусом, направлены в Росгосстрах почтой, а саму машину нельзя показать в центр урегулирования (имеются повреждения, которые препятствуют участию в дорожном движении), то не надейтесь, что эксперт от страховой компании, в соответствии с законом, приедет и осмотрит машину там, где она хранится, а значит, и выплаты быстро не жди.

В компании «ГУТА-Страхование» нужно сначала найти офис урегулирования, потом приехать и убедиться, что график его работы меняется чуть ли не каждую неделю, приехать пару раз к закрытой двери офиса, потом успеть показать свою машину и сдать документы.

В компании «Северная казна» запись на сдачу документов по ОСАГО только через две недели от записи через сайт компании, а могут и позже записать, то есть человек уже пропускает установленный законом срок для подачи документов.

В компании «Цюрих» нужно платить за то, чтобы эксперт осмотрел твою машину, и далеко не всегда эти расходы компенсирует страховая компания.

Компания «Ренессанс Страхование» внимательно вычитывает документы ГИБДД при приеме, и если хоть одна запятая не на месте, то заявитель тут же отправляется ими в ГИБДД для внесения изменений в справку о ДТП. А ГИБДД это делает очень редко, неохотно, да и вообще им теперь запрещено вносить исправления в справки о ДТП.

И это только наиболее яркие примеры работы страховых компаний, на которые чаще всего жалуются клиенты. Но допустим, автовладелец сдал документы и показал машину эксперту страховой компании. Думаете, он получит свою большую денежную выплату в установленные законом 20 календарных дней? Как бы не так.

На стадии принятия решения о выплате страхового возмещения страховые компании теперь отчаянно тянут время. Так, страховая компания «Согласие» просто не платит, хотя по «горячей линии» специалисты говорят, что выплата направлена получателю на банковский счет. На практике – такую выплату люди получают хорошо если через три месяца после обращения. Все это время, естественно, машину они ремонтировать не могут. Росгосстрах – требует оформить извещение о ДТП в соответствии с правилами, при предоставлении верно оформленного извещения обещает все-таки заплатить деньги. Иногда и правда платит. По телефону «горячей линии» не скажут, каких документов для выплаты не хватает, нужно ждать «письмо счастья» от страховой компании, которое с работой нашей почты России может и затеряться. «РЕСО-Гарантия» — просто платит мало. «ГУТА-Страхование» и «Северная казна» — по претензиям платят, а вот по заявлениям – не очень часто. И так далее.

Но предположим, что страховая компания не платит, хотя все документы давно сданы. Автовладелец делает независимую экспертизу и идет с ней в суд искать правды. Что же делают судьи? К сожалению, часто они делают все, что могут, лишь бы не взыскивать со страховой компании штраф и неустойку. Допытываются, почему человек один документ в страховую компанию представил сразу, а другой – через два дня, почему представил невымытую машину на осмотр в страховую компанию, почему не зафиксировал на фото, видео и документально, как ему отказывали в приеме документов, почему в извещении в самом низу не увидел галочку и не поставил напротив нее росчерк, почему в справке о ДТП указаны не все повреждения, которые обнаружил независимый эксперт, и так дальше до бесконечности. А найдя такую зацепку, выносят решение, которым человек может покрыть едва-едва расходы по ремонту, а кто же ему возместит потраченные нервы, время и ощущение, что его просто грубо «кинули» страховые компании, опять, как будто и не было никаких изменений в законе?

Очевидно, что новые изменения в закон принесли, как это водится, лишь сумятитсу и неразбериху, в которой, каждая сторона стремится любыми средствами облегчить себе жизнь и извлечь выгоду. Поэтому, при малейшей задержке выплаты лучше (еще лучше, перед первым обращением в страховою компанию) всего обратиться за консультацией к юристу. Ведь иногда может помочь и простая претензия, направленная в страховую компанию, а иногда необходимо и полноценное судебное разбирательство и к этому нужно быть готовым.

Мы подготовили для Вас несколько рекомендаций, которые помогут Вам избежать лишних сложностей при общении со страховыми компаниями:

  1. Сохраните перечень документов, которые необходимо представить в страховую компанию при подаче заявления о выплате. Помните, что подать заявление о выплате страхового возмещения может только собственник пострадавшего при ДТП транспортного средства или человек, которому собственник выдал доверенность в установленном законом порядке. Вот этот перечень:
    • Российский паспорт собственника пострадавшего при ДТП транспортного средства,
    • Свидетельство о регистрации транспортного средства или паспорт транспортного средства,
    • Справка о ДТП,
    • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении, протокол по делу об административном правонарушении или постановление по делу об административном правонарушении,
    • Извещение о ДТП, лучше если будет заполнено обоими участниками ДТП. Кроме того, следует проверить, чтобы все графы и клетки извещения были заполнены, в нем есть подсказки по заполнению,
    • Водительское удостоверение водителя, управлявшего пострадавшим при ДТП транспортным средством (если водитель – не собственник, то нужен также и его паспорт),
    • Банковские реквизиты собственника транспортного средства для выплаты страхового возмещения. Они должны обязательно содержать 20-тизначный номер счета получателя (либо 20-тизначный расчетный счет и номер карты получателя), лучше, если будут также ИНН, БИК банка, а также крупно указано ФИО получателя платежа,
    • Копия полиса ОСАГО в отношении пострадавшего в ДТП транспортного средства.
  2. Если заявление о выплате по разным причинам направлено в страховую компанию почтой или иным образом, то все эти документы, кроме копии полиса ОСАГО, реквизитов, извещения и документов ГИБДД, должны быть заверены у нотариуса.
  3. Если при принятии заявлении администратор говорит, что какие-то из этих документов не нужны, следует настоять на том, чтобы их приняли, а если все равно отказываются — написали письменный отказ.
  4. Если в результате ДТП транспортное средство получило повреждения, при которых запрещено его участие в дорожном движении (перечень этих повреждений содержится в Правилах дорожного движения), то машину в соответствии с п. 10 ст. 12 ФЗ «Об ОСАГО» не обязательно представлять в страховую компанию на осмотр. Тем более, что сотрудники ГИБДД теперь активизировались, и штрафуют водителей, которые все же ездят на автомобилях после ДТП с такими повреждениями. Но при этом, заявление о выплате все равно необходимо подать, сообщить адрес, где находится на хранении машина, и обязательно указать в заявлении, что представить машину на осмотр в силу указанной нормы нельзя, но вы просите произвести осмотр по месту нахождения машины. Страховая компания в этом случае обязана направить своего эксперта по месту нахождения машины для осмотра, и никак иначе.
  5. Срок выплаты страхового возмещения – 20 календарных дней с момента предоставления всех необходимых документов и машины на осмотр. Если выплаты нет – это повод во-первых, написать претензию о выплате, во-вторых, потребовать неустойку за просрочку выплаты. Неустойку страховая компания может выплатить по заявлению клиента и без суда.

Это основные моменты, на которые стоит обратить внимание.

Если же вы не хотите тратить свое время, которого не бывает много никогда, и вникать во все тонкости выплат по ОСАГО или КАСКО – поручите свое дело нам, и страховая компания выплатит все причитающиеся Вам деньги до копейки, а если будут основания для наложения штрафа, то заплатит и его, по решению суда.

А если Вы еще колеблетесь, обращаться к юристам или нет, не получая выплату уже четвертый месяц, то, возможно, в это время администраторы, юристы и руководители какой-нибудь страховой компании делят премии за успешное затягивание выплат. Причитающиеся деньги должны в установленный законом срок поступить на Ваш банковский счет, и никак иначе. И не стоит жалеть страховые компании, так как совершенно очевидно, что они бы не занимались страхованием, если бы им это было невыгодно.

У компании «Прецедент» не было ни одного случая в судебной практике, чтобы причитающийся клиенту штраф не был взыскан. А схема оплаты юридических услуг будет максимально удобна для Вас. Чтобы подробно узнать схему нашей работы или возможные варианты работы по Вашему делу, пишите нам на электронную почту или оставляйте заявки на обратный звонок.